Иконы Выставки Музей События Места Связь
Выставка, конференция и круглый стол
Особая_икона_Народная_икона_выставка
"Круглый стол" в конференц-зале оказался овальным
  
     Летом 2011г. в вологодском Ферапонтовом монастыре прошла выставка «Народная икона». Экспонировалось на ней более 200 памятников из частных и музейных собраний. Выставка оказалась столь интересной, что летом 2012г. она была представлена также в Москве, в залах Российской Академии художеств.
Особая_икона_Народная_икона_выставка
 Один из двух залов. Людей здесь фотографировать можно, а иконы - нет
   12 сентября по итогам выставки  состоялась конференция и круглый стол.
   Главной темой, объединившей участников дискуссий вокруг экспозиции, был общий вопрос – «Что такое народная икона?» 

Особая_икона_Народная_икона_выставка
             В центре -Антон Агеев ( http://anton-ageev.livejournal.com/86895.html ), член профсоюза и художник-испытатель - готовит реплику
  Его обсуждению посвятили не только прошлогоднюю конференцию в Кириллове и нынешнюю – в Академии, но два номера журнала «Антиквариат» (89, 99) и документальный фильм. Не будем пересказывать содержание изложенных там взглядов на народную икону, позволим затронуть лишь один существенный аспект. Чем бы ни являлась народная икона, это почти всегда изделие умеренного качества и минимальной себестоимости, стало быть, икона, доступная народу.  В самом современном смысле. Это дешёвая икона, коллекционировать которую может сегодня любой желающий, чьи доходы соответствуют «народному» уровню.
  Возможно, этим отчасти объясняется крайняя неоднородность получившейся  экспозиции. Наряду с бесспорными  шедеврами...
 Особая_икона_Народная_икона_выставка
 Когда-то таких было 14, на единой доске Деисуса
  ...на выставке присутствовало большое количество вещей  невыдающихся, внешне некрасивых. В рамках исследовательской доктрины, демонстрация произведений, чьё несовершенство настолько разительно, что может служить уже своего рода эталоном, оправданна. Но сама художественная ткань выставки оказалась несколько рваной, «шумной». Явно профанные иконы создавали визуальные прорехи, куда утекала красота высоких произведений, увы, обречённых – как всегда в данной комбинации -  на роль доноров.
Особая_икона_Народная_икона_выставка
 Н.И. Комашко: "А была ли народная икона?"
 Эта ситуация, когда мы, отвергнув избирательность, получили столь же универсальный и исследовательски-информативный, сколь и эстетически проблемный  визуальный ряд – сама по себе неплоха. Она выявляет специфическую слабость, несвойственную иконописи выского уровня. Как быть «народному» коллекционеру, действующему там, где отменены критерии качества, где явная  антихудожественность может уже расцениваться как достоинство, где упразднены те слагаемые ценообразования иконы, что, в конечном счёте, страхуют всех?
Особая_икона_Народная_икона_выставка
  Евгений Ройзман в красной футболке даёт интервью

  Не секрет: собиратель народной, то есть самой дешёвой  иконы, оказывается лицом к лицу с океаном некрасоты.  В этой стихии, однако,  водится то, что, за своей предельной эфемерностью, не улавливается даже самой мелкоячеистой сеткой ценообразования. Что уже практически бесплотно. Найти его можно, руководствуясь только личным чувством прекрасного. Такой прямой вызов субъективному вкусу, как показывает выставка, выдержать нелегко.
 Особая_икона_Народная_икона_выставка
           Не теряя времени, Катя Колпица (справа) -  муза конкурирующей фирмы "Колпикон" - делает наброски выступающих
  Автор заметки, действующий  в основном на территории  подобного денежно/эстетического безвластия, знает это не понаслышке. В крикливом, бесформенном, оглушающем воображение и притупляющем чувствительность низовом материале необходима особая навигация. Её налаживаешь годами. Редко, в порядке большой удачи, выхватываются из неразберихи ценные произведения. Или, что ещё дороже – тематические линии, месторождения художественных явлений. Очищенные от помех «сопутствующей породы», они раскрывают свою привлекательную сущность.
 Особая_икона_Народная_икона_выставка
 Г.И.Вздорнов, И.Л. Бусева-Давыдова (внизу)
  «Ракульская» (условно названная) «исступлённая» икона в этом свете ценна уже тем, что как раз является образцом пограничного состояния искусства, искусства «на грани фола», способного вызвать лёгкий эстетический шок у неподготовленного зрителя. Поверхностная диковатость подобной живописи способна резко оттолкнуть  от отдельно взятого её образца. Но когда мы убеждаемся, что каждое проявление «ракульского» художественного темперамента не есть единичный случай эстетического анархизма, а, напротив, является примером последовательнейшего служения определённой (пусть и специфической) идее прекрасного, мы с большим вниманием начинаем вглядываться в эти иконы, буквально наэлектризованные необычным стилистическим духом.
 Особая_икона_Народная_икона_выставка
Каждый участник конференции получил по два яблока
 

В  журнале  «Антиквариат» N89 (2011г)   статья Александра Ильина о народных иконах сопровождалась фотографией весьма незаурядного образа св. Николая Чудотворца (рис.1). Кто-то высказался в адрес подобного стиля: «экспрессивная чудаковатость», да и только. Однако от диковины веяло какой-то особой, непривычной красотой и загадочностью, заставлявшими повнимательнее всмотреться в икону.

 Особая_икона_Народная_икона_выставка
 " Св. Николай", собрание А. Ильина
 

По фото заметно, что на красочной поверхности образа сильно проявлена фактура дерева. Икона написана без левкаса, прямо по доске, загрунтованной тёмно-коричневой краской. Эта краска служит одновременно подложкой всех изображений и «санкирём» для личного письма. Сразу поверх этого «санкиря» положена жёлтая краска на фоне и чистые белила –на  ликах. Резкое, контрастное звучание белил до предела усиливает и без того рискованный характер физиогномики. Лики преувеличено большеглазы, сегментированы до превращения черт в некую самостоятельную рельефно-орнаментальную конструкцию. Эстетизация эта столь велика, что ею  достигается истинный апофеоз старообрядческой «морщинности и белоликости», невиданный даже в произведениях народного Поморья и Урала. Раскольничий характер иконы подчёркнут ярко выраженным двуперстьем св. Николы и приписной св. Екатерины, а также восьмиконечным крестом на крышке Евангелия (что, само по себе, представляет нечастый вариант иконографии Евангелия).

  Отметим очень насыщенное построение композиции: только нимб св. Николая остаётся «пустым», а вся плоскость доски тесно заполнена изображениями. Особо запоминаются вытянутые фигуры приписных святых, обрамляющие центральный образ подобно кариатидам, поддерживающим медальоны с Никейским чудом буквально на своих головах. В гамме доминирует нарядное трёхцветие – красный, жёлтый, зелёный. Письму, несмотря на рискованный характер, присущи бесспорное мастерство и осознанный эстетизм. Очевидно, что это искусство – некая аномалия, но вместе с тем оно едва ли случайно: приёмы прекрасно наработаны, вся живопись образа вольно и уверенно разыграна, как по нотам.

  На момент публикация икона была воспринята видевшими её коллекционерами как  примечательный казус -  яркий, но являющий собой единичный случай    талантливого произвола народного художника-одиночки.

 Спустя примерно полгода на московском антикварном рынке появилась странная икона, приводившая в недоумение даже опытных торговцев стариной.  Произведение казалось столь диковинным, что его даже не осмеливались однозначно считать русским. Временный владелец называл икону «какой-то греческой», впрочем, неуверенно. Затруднения антиквара можно понять (рис.2) . 

 

Особая_икона_Народная_икона_выставка
                                   "Спас Оплечный", Туземная коллекция "Особой иконы"

 Икона эта - «Спас Оплечный»,  небольшого размера (высота 25,5 см), поражает своим лаконизмом и особой экспрессией. Доска еловая, тонкая, без шпонок, грубо обработана. Написана икона без левкаса, по жёлтому фону, скупыми цветами с господством белил. Краски очень жидкие и доска просвечивает, но из-за высокой контрастности живопись, тем не менее, отчётливая и яркая. Коричнево-белый лик, как бы составленный из узлов и членений невероятно выразительной физиогномической конструкции, вызывающая простота доличного, «народная» гамма с господством желтовато-белого, зелёного, красно-коричневого тонов, наконец, почти исступлённое выражение гигантских очей, которые ни с чем не спутать  – всё это моментально обнаруживает родство с иконой св. Николая из статьи А. Ильина. Образ «Спаса Оплечного» своим появлением вызывал уверенность в том, что мы столкнулись с творчеством некоей народной иконописной мастерской, а значит, на свете могут быть и другие образцы её продукции.

 Фотографии обеих икон были выставлены на интернет-форуме «Христианство в искусстве» (http://www.icon-art.info) – главном, на сегодняшний день, центре сетевых дискуссий  знатоков и любителей антикварной иконы.  Одним из коллег с форума была быстро обнаружена, в старых сетевых ресурсах,  фотография третьей иконы той же «исступлённой» желтофонной породы, «Спас Оплечный с предстоящими и избранными святыми» (рис.3).
 Особая_икона_Народная_икона_выставка
"Спас Всемилостивый с Деисусом и избранным святыми" , Интернет

К сожалению, ни о происхождении, ни даже и размерах этой иконы  информации не нашлось. Можно только предполагать,  что лики Христа на обеих вещах примерно одного размера.  Кажется, они исполнены по одной прориси. Повторяется буквально всё: огромные очи с «двойной» бровью, измельчённые и истончённые черты на неправдоподобно широкой лицевой «маске», волосы Христа,  разделённые на крупные отдельные  пряди и ниспадающие слева спиральными воланами, складки шеи и вторящий им изгиб воротника, наконец, странный клав Иисуса, трактованный иконописцами как некая лента, продолжающая хитон.   Очень характерна особая форма бороды Спасителя -  раздвоенной «жуковиной».  Для иконографии Христа такая деталь в высшей степени нетипична.

   Рассматриваемый «расширенный» вариант иконы дополнен изображениями  двуперстно благословляющей десницы Христа и Евангелия (без поддерживающей его руки, как бы висящего). Образ Спаса, поражающий своей силой и оригинальностью, мог быть навеян знаменитой иконой «Спаса Всемилостивого» XVII века, по сей день сохраняющейся в Воскресенском соборе г. Тутаева (в прошлом Романово-Борисоглебска). Трёхметровый оплечный образ Христа с «целительным лазом» в подиуме киота, ежегодно носимый крёстным ходом по всему городу – одна из известнейших святынь ярославского севера. О том, что этот образ входил в репертуар северных мастеров, свидетельствует, например, необычная икона конца XVIIв. из московской церкви Благовещения в Петровском парке. Экспрессия, доходящая до гротеска, преувеличенная «морщинность» лика с огромными очами, пропорции, композиция – роднят нашу икону с московской реликвией, заставляют предполагать, что у этих в сущности разных произведений мог быть единый источник вдохновения (рис.4) .

Особая_икона_Народная_икона_выставка
"Спас Всемилостивый". Русский Север, конец XVIIв.(?) Из церкви Благовещения в Петровском парке, Москва

  Центральное изображение Спаса Оплечного на нашей иконе окружено фигурами приписных святых и предстоящих персонажей Деисуса. Здесь всё необычно. Наивность изображений сочетается с находчивостью их компоновки. Посмотрим, как зерцала архангелов одновременно служат дробницами с инициалами Спасителя, объединяя функцию иконографического атрибута второстепенных персонажей и важнейшей сакральной детали центрального образа. Формально, расположение архангельских фигур обусловлено композицией «пятифигурного Деисуса», когда образы предстоящих сгруппированы попланово и задние фигуры, тем самым, как бы «парят» над передними. Но здесь логика связи верхних и нижних фигур уже отсутствует. Архангелы самостоятельны и обрамляют,  едва ли не «несут» образ Христа, как на «Спасе Нерукотворном».

  Фигуры предстоящих Богоматери и Предтечи, поставленные так тесно, что стискивают образ Христа, словно рама, тоже не совсем обычны. Заметны крупные пряди дикой, косматой милоти Иоанна, его высоко открытые ноги – перед нами явно «Ангел Пустыни» (хотя крылья его на фото разглядеть не удаётся),  появление которого типично не столько для «Деисуса», сколько для композиции «Предста Царица», на чьё влияние, возможно, указывает и странный головной убор Богоматери, напоминающий царский венец. К появлению подобной иконографии могло привести впечатление, оказанное на создателя композиции образами наподобие «Предста Царица» второй половины XVIIв. из ГМЗК (рис.5). Здесь мы можем увидеть, кроме прочего, и предшественников «парящих» архангелов по сторонам образа Спасителя.

    Внизу иконы «Спаса» различимы образы четырёх избранных святых. Их размещение  в ряд по нижнему полю удивляет своим архаизмом, как будто наследует память о средневековом искусстве Новгорода и Карелии   (хотя сама икона была создана, видимо, уже в XIXв.). В этом свете особенно необычен подбор святых. Это не традиционные для северного искусства «бытовые» покровители, наподобие свв. Георгия, Власия, Фрола и Лавра, Козьмы и Демьяна.  Налицо четыре святителя, только неясно, кто они – трое Вселенских, Иоанн, Василий, Григорий со св. Николаем -  или свв. Николай, Власий, Модест и, например, Харлампий (второе вероятнее, т.к. среди окладистых бород не заметна малая, острая, принадлежащая св. Иоанну)? В любом случае, вся композиция иконы, с образом Спаса Оплечного в центре, окружённым символико-аллегорическими фигурами предстоящих в Деисусе и сопровождённым фризом из четырёх святых старцев в крещатых омофорах, не вызывает немедленных ассоциаций ни с одним из широко известных  памятников иконописи и может рассматриваться как, по меньшей мере, заметная редкость. 

  Дальнейший поиск икон, имеющих отношение к данной теме, привёл к каталогам Аукционного дома «Гелос», где в мае 2007г. выставлялась икона «Богоматерь Владимирская с архангелами Михаилом и Гавриилом» (рис.6).

 Особая_икона_Народная_икона_выставка
                                 "Богоматерь Владимирская с Архангелами", Гелос
                          

 И техника (темперное письмо по доске без левкаса, покрытой коричневым грунтом, чистые, синеватые - как бы сверкающие - белила ликов, тонко положенные краски), и стиль иконы – яркий, экспрессивный, выдержанный всё в той же народной гамме – не оставляют  сомнений, что икона принадлежит интересующей нас традиции.

  В почерке мастера этой иконы, наверное, сильнее, чем прочих, заметно влияние народного искусства. Видно, что лики написаны с некоторой неуверенностью.  Этого не скажешь об одеждах, особенно тех её частях, где господствуют рациональность и ритм. Например, геометрические складки ассиста одеяний Христа, его узорчатый клав. Они написаны красиво и твёрдо, но не совсем по-иконному, а в манере, характерной скорее для  бытовых росписей.

  В композиции «Владимирской» иконы опять проявилась приверженность к заполнению  боковых полей гротескно вытянутыми фигурами предстоящих. В данном случае это архангелы, а не избранные святые-покровители, что придаёт иконографии образа заметную редкость. В древнерусском искусстве подобные варианты - «Владимирская в архангелах» - известны (достаточно вспомнить, например, фреску на южной стене Успенского собора Московского кремля ), однако крайне редки, и тем более удивительно встретить такую иконографию в репертуаре отдалённой северной мастерской. Впрочем, появление её могло быть и случайным, обусловленным любовью к заполнению боковых пустот какими-либо длинными фигурами, на роль которых, в данном случае, сгодились архангелы.

  Их можно опять увидеть в том же качестве – своеобразных кариатид, обрамляющих центральное изображение – на других примерах, теперь уже из зарубежного собрания.

  Помощь в отыскании этих памятников оказали московские искусствоведы Александр Преображенский и Наталья Комашко. Увидев воочию одну из описанных здесь икон, «Спаса Оплечного», они указали в качестве его стилистических аналогий  два памятника из  каталога частного собрания, изданного в 2011г. в г.Таллине попечением коллекционера Николая Кормашова.  Две иконы оттуда, «Кирик и Улита со св. Георгием Победоносцем» и «Сошествие во ад» (рис.7,8),  безусловно, продолжают нашу тему.
 Особая_икона_Народная_икона_выставка
 "Избранные святые", собрание Н.Кормашова

  Один только взгляд на эти иконы влечёт моментальное узнавание: св. Георгий на иконе Н.Кормашова словно сошел с образа А.Ильина, сцену «Сошествия во ад» обрамляют те же ангелы, что стоят по пояс при «Спасе Оплечном» и в рост – при «Владимирской Богоматери». Мандорла Христа на «Сошествии» заполнена тем же треугольным народным орнаментом, что и клав у Христа с «Владимирской». Мы видим тот же жёлтый фон, те же красно-зелёные опуши и каёмки, то же «исступлённое» белильное письмо ликов и  нарядное, узорчатое доличное. Единственное, что отличает икону «Воскресения» - наличие левкаса. Любопытно, что, судя по стилю, это самая древняя из расмотренных нами икон, её можно с большой вероятностью отнести к позднему XVIIIв. В её живописи чувствуется сильно профанированный, однако отчётливый отсвет выговской традиции. Вероятно, икона относится к фундаментальному пласту интересующего нас явления, расцвет которого выпадает на несколько более позднее время, первую половину XIXв., причём нарастание массовости продукции идёт нога об ногу с удешевлением технологии: отказом от левкаса.

 Особая_икона_Народная_икона_выставка
 "Воскресение- Сошествие во ад", собрание Н.Кормашова

 В каталоге Н.Кормашова обе иконы датированы XVIIв. Это, в свете сказанного выше, представляется неверным. Гораздо ценнее указание на место обретения икон: первая из района деревни Верхней Тоймы, вторая - из окрестностей города Красноборска. Указанный участок – меж Тоймой и Красноборском - расположен на Северной Двине, на юго-востоке Архангельнской области. Обе  точки разделяет примерно 90 км., что по северным меркам относительно не далеко.

  К сожалению, никаких иных данных о происхождении подобных икон найти не удалось. Тем ценнее сведения, приведённые в зарубежном каталоге. Несомненная  близость народным росписям по дереву – письмо без левкаса, яркими красками с господством охры, жёлто-красных оттенков, чёрного и белил, простота, наивная экспрессия, орнаментальность – заставляют искать на указанном участке Двины очаг народного промысла, в ареале которого могли бы быть выполнены наши иконы.

  Действительно, как раз между д.Верхней Тоймой и г.Красноборском находился один из крупных двинских центров народной росписи по дереву: ракульский. В месте впадения реки Ракулки в Северную Двину  стоит деревня Ульяновское, бывшая «столица» этого искусства. Ульяновское расположено в 50 км от Красноборска и в 40км от Верхней Тоймы (рис. 9).

 
 Особая_икона_Народная_икона_выставка
 Карта Архангельской области. Где-то там - "Исступлённые" иконы

Ракульские росписи достаточно близки рассмотренным иконам по колориту. Главное совпадение – жёлтый фон (рис.10-11). Это заметно отличает ракульскую гамму от близлежащих: уже выше по течению, в регионе «борецкой», и ниже, «тоемской» росписей орнаменты - белофонные.

  География обнаружения двух описанных икон вблизи центра ракульской росписи, близость икон народной культуре, их колорит, вторящий цветам местных орнаментов, позволили в данном сообщении условно назвать иконы «ракульскими».

  Конечно, если и возможно ассоциировать неизвестный пока иконописный центр с каким-то определённым очагом народного промысла, необходимо сперва пронаблюдать больше подобных икон и тщательнее исследовать фольклорную живопись Двины. В любом случае,  уже очевидно, что рассмотренные «желтофонные, исступлённые» иконы, при всем их экзотизме – не случайные аномалии, а очень компактная группа произведений некоей северной мастерской, возможно – двинской, последовательной в продуцировании своего оригинального стиля.

 
  Особая_икона_Народная_икона_выставка
 Жёлтые ракульские прялки
  Хорошо, что теперь изредка «всплывающие» на антикварном рынке иконы загадочной «ракульской мастерской» будут чётко адресоваться к вышеописанному семейству памятников, выявленных и осознанных благодаря, во многом, энергии и жизнелюбию устроителей выставки «Народная икона».
 Дорог  в этом случае не только сам факт воссоздания фрагмента картины из раскиданных временем обломков, но и то, что обломки эти собраны на ниве низового материала.  Извлечены не только из тьмы забвения, но и «шума» дисгармонических визуальных рядов
доступной иконы .

                          Особая_икона_Народная_икона_выставка   
(Данный материал опубликован в журнале "Антиквариат. Предметы искууства и коллекционирования" N 9 (109), сентябрь 2013)
Статья "Желтофонные Ракульские иконы" . И.П.Боровиков
icona_statya_borovikov
Связь: +7 (926) 842-15-79, ilyaborovikov@yandex.ru. Адрес: г.Москва, ул. Верхняя Масловка, д.18
ОБРАТНО